ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В помощь преподавателям
медицинского колледжа
Гуманистическая и коммуникативная направленность современного образования требует от педагогов использования технологий, направленных на раскрытие и развитие личности обучающегося. В связи с этим важную роль приобретают диалогические педагогические технологии, являющиеся ведущими в личностно-ориентированном обучении.
Главной особенностью диалогического обучения является то, что знания не даются учащимся в готовом виде, а раскрываются в процессе совместного поиска, исследования, обсуждения или даже дискуссии.
Целью учебного диалога является формирование межличностного взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизни ситуацию, в которой учащиеся забывают об условностях (отметках), мешающих им проявить себя на личностном и межличностном уровнях.
Диалог на учебном занятии – это особая коммуникативная атмосфера, которая помогает развивать интеллектуальные и эмоциональные свойства личности. Учащиеся учатся отстаивать собственную позицию, проявляют инициативу, рискуют. Усвоение нового материала при этом происходит не только вследствие запоминания, но и благодаря тому, что в ходе общения затрагиваются личностные смыслы.
Диалог возникает тогда, когда учащиеся стремятся высказать собственное мнение, используют в речи высказывания «я хочу сказать…», «мне хочется добавить…», «по моему мнению…», «с моей точки зрения…». Благодаря учебному диалогу преподаватель может создать особую среду, в которой учащиеся чувствуют себя раскрепощенно и комфортно. В дружественной, принимающей атмосфере они обогащают друг друга новыми мыслями, раскрывают свой творческий потенциал, личностно развиваются.
Организация учебного диалога предполагает соблюдение ряда условий:
- наличие единой для всех проблемы;
- наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;
- наличие цели организации диалога;
- наличие обратной связи;
- наличие диалоговых отношений между преподавателем и аудиторией, преподавателем и каждым обучающимся.
Реализация технологии учебного диалога выдвигает определенные требования и к деятельности преподавателя. Важнейшим из них является умение адекватно выстраивать линию своего поведения в ситуации множественности позиций, многообразия и вариативности точек зрения без очевидного предпочтения какой-либо одной из них, в условиях непредсказуемости, импровизационности развития диалога. Задача преподавателя заключается в побуждении учащихся высказывать свою позицию, стимулировании их мышления. Преподаватель выступает в роли ведущего, «дирижера» учебного диалога, способствует сохранению взаимоуважительной и деловой атмосферы.
Среди диалогических технологий выделяют:
- проблемно-поисковые диалоги
- дидактические игры
- учебные дискуссии
- эвристические беседы
- анализ конкретных ситуаций.
Как особую разновидность учебного диалога можно выделить «сократический диалог».
Использование метода сократического диалога подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной оценке текущей дискуссии и своей роли в ней. Эти вопросы должны заменять собой любые попытки утверждения истины, т.к. именно посредством них собеседник сам приходит к необходимому пониманию вещей, создавая истину сам.
В ходе диалога (дискуссии) преподаватель может опираться на «6 вопросов Сократа»:
- «Скажите еще»(чтобы начать дискуссию и прояснить мнение оппонента): «Что вы думаете об этом?», «Что это означает?».
- Вызов предположениям аудитории: «Это всегда так?», «Когда еще это работает?», «Когда это не работает?».
- Проверка правомочности аргументов: «Откуда вы знаете, что это так?», «Каковы причины этого?».
- Поиск альтернативной точки зрения: «Что бы сказал на это ребенок/руководитель/человек со стороны?», «Какие контраргументы можно привести?».
- Выяснение последствий: «Что произошло бы, если…?», «Как это нам поможет?».
- Анализ вопросов (позвольте аудитории оценить, насколько актуальна и полезна для них эта дискуссия): «Как вы думаете, почему я задаю этот вопрос?», «Почему этот вопрос важен?».
Все перечисленные формы учебного диалога можно успешно использовать в работе преподавателя медицинского колледжа. Особую значимость технологии диалогического обучения приобретают при решении воспитательных педагогических задач на учебном занятии, формировании профессионально значимых личностных качеств будущих медицинских работников – доброжелательности, сострадательности, эмпатии, милосердия, гуманизма.
Методист УО «Полоцкий государственный медицинский колледж имени Героя Советского Союза З.М. Туснолобовой-Марченко»
Милош В.И.