Russian

Belarusian

English

Язык

Особенности работы по ФЗОЖ с подростками

Подростковый возраст – один из кризисных этапов становления личности человека. Этот этап характерен бурным ростом человека, процессом полового созревания организма, что оказывает влияние на психофизиологические особенности подросткового периода.

Естественным в этом периоде оказывается стремление к проявлению взрослости, развитию самосознания и самооценки, интерес к своей личности, к своим возможностям и способностям.

В систему общения подростка входят 2 основные психологические подсистемы: «взрослый-подросток» (родители, педагоги, медицинские работники) и «подросток – ровесник» (братья, сестры, сверстники). В этой единой системе происходит процесс становления личности подростка и, в частности, развитие его потребностей и мотивов.

При установлении общения с подростком необходимо чётко понимать цель общения, проявлять искренность и уважение к его личности.

Для работы с подростками лучше применять групповые методы. Участвуя в групповых мероприятиях подросток учится устанавливать доверительные отношения со сверстниками, преодолевать конфликты, жизненные трудности, чувствовать эмоциональное состояние другого человека, раскрывать свои индивидуальные и творческие возможности, действовать в критических ситуациях, сотрудничать, работая в коллективе.

Групповые формы работы позволяют найти подростку своё место в группе сверстников.

«Фокус-группа» или «фокусированное интервью»

Фокус-группа – это определенная группа респондентов, которая состоит из 8-10 человек, собирающихся вместе для обсуждения определенной темы, в которой каждый из них является заинтересованным в той или иной степени. «Фокус-группа» - даёт возможность исследовать мнения, настроения, установки участников, степень понимания проблемы и пути решения её.

Особенности фокус группы:

  1. Вовлечение нескольких респондентов, собранных в одном месте.
  2. Взаимодействие участников. Если во многих других типах исследований считается, что любая дискуссия между участниками искажает чистоту ответов, то на заседаниях фокус-групп субъекты поощряются к взаимодействию друг с другом.
  3. Весь ход обсуждения осуществляется профессионалом-модератором. Он направляет течение групповой дискуссии в соответствии с целями, поставленными на предварительной стадии.
  4. При проведении фокус-групп используется сценарий. Если в количественном исследовании при сборе информации применяется законченный, формализованный, структурированный инструментарий, то путеводитель обычно имеет форму относительно незавершенного руководства. Его основное назначение — фокусирование проблемы, настраивание на определенную тему. Одновременно он должен давать возможность спонтанным высказываниям участников, обеспечивать групповую динамику.

Еще одной особенностью является то, что по своему назначению этот тип исследований отличается от других групповых методов, например, от «мозгового штурма». Последний формируются из экспертов и ориентированы на выработку рекомендаций и согласованных решений. Фокус-группы предназначены для другого: выявление спектра мнений по изучаемой проблеме, поиск объяснения поведения людей в тех или иных сферах.

Результаты таких исследований важны как для исследователя, так и для участников – позволяют проявить свои мнения и суждения, их причины и понять других.

Дискуссия – рассчитана на работу с группами (учащиеся одного класса). Она происходит тогда, когда каждый участник высказывает своё мнение, по той или иной теме, когда каждый участник высказывает своё мнение на основании своего опыта. Дискуссия подразумевает руководство ведущего, принятие правил следования определённым шагам:

- правило активности – каждый должен участвовать, высказывать своё мнение;

- правило очерёдности – каждый говорит по очереди, другие слушают;

- правило внимательности – не отклоняться от темы;

- правило открытости – каждый откровенно высказывает своё мнение;

- правило проблемы – обсуждается мнение о теме, а не об участниках;

- правило уважения друг к другу – нельзя оскорбительно отзываться о ком-либо, навешивать ярлыки, давать оценочные суждения;

- правило времени – каждый участник берёт обязательство высказываться коротко и по существу.

С правилами дискуссии знакомит ведущий. Желательно написать правила на доске или отпечатать крупно на бумаге, чтобы видели все участники.

«Мозговой штурм» - форма группового мышления, способ эффективного решения проблемы. Может проводиться и в малых, и в больших группах. Этот метод помогает демократично и ненавязчиво обсуждать многие проблемы, определить уровень знаний и основные направления интересов участников.

Если дискуссия отвечает на вопросы: что? почему? зачем?, то мозговой штурм позволяет ответить на вопросы: что именно делать? когда? как? кто?

Цель - выдвинуть как можно больше идей в ограниченный интервал времени, спланировать их осуществление.

Подростки поддерживают те проекты и решения, в которые вложили собственные идеи, творчество и воодушевление.

«Ролевые игры» - небольшие, произвольного характера сценки, отражающие варианты жизненных ситуаций, в которых участники играют роль какого-то персонажа. Дети меньше смущаются, когда можно высказать своё мнение от лица вымышленного героя. Полезная сторона ролевой игры – тренировка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники. Например, неплохо обыграть ситуацию, в которой компания» друзей» уговаривает участника попробовать закурить сигарету или попробовать наркотик.

Подготовка молодых людей к встрече с подобными ситуациями в жизни позволит им заранее приобрести ряд навыков, поможет ответить отказом на реально опасное предложение.

Этапы обучения формирования устойчивых навыков ЗОЖ

1-й этап – выработка навыков использования той положительной информации, которую получает подросток в повседневной жизни. В качестве примера можно привести знания о риске, связанные с табакокурением, личное осознание ценности хорошего здоровья.

2-й этап – изменение отношения к своему здоровью, к вредным привычкам. Здесь очень важно подготовить подростка к принятию правильного решения на основе всеобъемлющей информации. Он должен решить – являются ли вредные привычки серьёзным риском для его здоровья, что он приобретает, отказавшись от вредных привычек (хорошее здоровье или успехи в спорте), что он в этом случае потеряет.

3-й этап – принятие решение. Подросток дожжен самостоятельно сделать выбор в пользу здорового образа жизни и специалисту следует ему в этом помочь.

4-й этап – подростком принято решение. Здесь очень важна поддержка его окружения (родителей, учителей, сверстников).

Очень эффективно, когда к обучению привлекаются сами подростки, по типу «равный обучает равного». Обучение других – это эффективная форма обучения, позволяющая усвоить максимум знаний и навыков. Именно такая форма обучения в большей мере формирует мировоззрение и приверженность обучающегося. Обучение других – самая активная форма обучения, передачи знаний, умений и навыков, потому что транслируется и сам механизм «передачи усвоения». Конечно, такие подростки должны иметь устойчивую компетентную позицию в обучающих вопросах.

Огромное значение в формировании у подростка позитивного отношения к ЗОЖ имеет совместная работа медицинских и педагогических работников. Деятельность в учреждениях образования должна носить комплексный характер, требует системного подхода в осуществлении как психолого-педагогической помощи, так и привитие навыков бережного отношения к своему здоровью.

При этом большое значение имеет стиль общения педагогов, медицинских работников и подростков. Позиция сотрудничества, равноправия, уважительного отношения к подросткам и их мнениям, использование активных форм работы, а не сухой подачи информации, являются основными условиями успешной работы.

Л.А.Бобрук, врач-валеолог