Уменьшить шрифт Сбросить шрифт Увеличить шрифт

rubeen
rubeen

Кто защитит ребёнка?

Новость о возможных изменениях в Кодексе об образовании переполошила общественность. Осо­бенно информация о том, что детей в школу можно будет принимать не с шести лет, а с пяти. Министерство образования заверило: насильно в пять лет никого в школу не отправят. Данные изменения связаны с много­численными обращениями родителей, которые хотели бы отдавать в школу детей младше шести лет. Ранее для этого требовалось получать разрешение Министерства, теперь же сделать это будет проще - прямо в школе.

Меня удивляет не само решение. Меня удивляет, что молчим мы, врачи.

Понятно, когда Министерство идёт навстречу «многочисленным обращениям граждан».

Непонятно, кто защитит малыша? Что это? Ранняя отправка ребёнка в школу? Самолюбование роди­телей? Нереализованные в жизни их же амбиции?

«Ребёнок читает с четырёх лет, он умный, способный, одарённый. Зачем терять годы?» - так они рас­суждают. Сколько людей, столько точек зрения. Жаль только, что точка зрения одних сильно влияет на жизнь других.

Некоторые родители аргументируют: «Ребёнок сам хочет». А он в свои пять лет отдаёт себе отчёт, что такое «сам хочет»? Он хочет красивый рюкзак, разные ручки-карандаши, тетрадки, новый костюмчик и гордо называться школьником. Он, вероятно, думает, что это такая весёлая игра – школа.

А ему объяснили, что вместе с красивыми карандашами и рюкзаком он получит много обязанностей и слово «должен»? Что он должен в любую погоду вставать рано утром, чтобы успеть к 8-9 часам в школу, си­деть по 4-5 уроков по 35 минут пять дней в неделю, внимательно слушать учителя и не отвлекаться, точно и старательно выполнять определённую работу в классе и дома. Быть готовым к тому, что его не всегда будут хвалить, а иногда будут делать замечания, и к ним надо прислушаться. Что ему придётся строить отношения с одноклассниками, некоторые из которых могут быть старше на 2 года. Может ли ребёнок в 5 лет всё это понять, оценить и принять решение?

Да, интеллектуально ребёнок в 5 лет может быть готов к школе. Но готов ли он физически, физиологи­чески, психоэмоционально? К примеру, произвольное внимание, за счёт которого человек силой воли застав­ляет сконцентрироваться на чём-то, начинает развиваться с 6 лет. Пятилетний ребёнок будет очень сильно уставать. Физическая усталость неминуемо приведёт к проблемам со здоровьем.

Зрительный аппарат ещё окончательно не сформирован, повышенные нагрузки скажутся заболева­ниями глаз.

Позвоночник 5-летнего малыша также будет испытывать нехарактерные для данного возраста на­грузки. Могут развиться сколиоз, патологические кифоз и лордоз.

Я, как врач и как мама четверых детей, считаю, что отдавать ребёнка в школу в 6 лет – это ошибка, а в 5 лет – просто сумасшествие. Извините, что вспоминаю СССР, но тогда 7-летний возраст первоклашек был научно обоснован детскими психологами, педиатрами, педагогами, физиологами.

Моё предложение – зачислять 5-летних детей в школу без согласования Министерства образования, но с разрешения комиссии в составе нескольких педиатров, психологов, логопедов и педагогов, в том числе социальных. Кто ещё защитит ребёнка?! Затратно?! Так пусть эти активные родители и оплачивают работу таких комиссий.

Много случаев, когда 5-летний малыш не смог учиться в школе, и тогда родители через 3-4 месяца возвращают его в детский сад. Пусть возместят затраты государству за свои «холостые выстрелы».

Научить ребёнка бегло читать, считать, складывать дроби, возводить числа в степень, выучить страны-столицы можно к 5-6 годам, если задаться такой целью. Это механическое, как выделение слюны у собаки Павлова. Но вот зачем подгонять его социальное развитие?

Например, ребёнок в 16 лет закончил школу, но не сумел поступить в ВУЗ или другое учебное заведе­ние. Что он должен делать целых два года, если трудоспособный возраст в Республике Беларусь наступает в 18 лет? Ответ напрашивается сам: снизить его до 16 лет официально, без сбора дополнительных документов и разрешений.

Многие родители считают, что их ребёнок вундеркинд. Вундеркинд превосходит своих сверстников в интеллектуальном развитии. На данный момент времени. Но ведь через несколько лет знания могут выров­няться.

Да, вундеркинд – высокоодарённый ребёнок. Но одарённость – это только первый уровень развития способностей, которым обладают очень многие дети в начале своего развития благодаря индивидуальным особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей – талант. Он возникает у той доли одарённых детей, которые активно обучаются и занимаются деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. А вот тут внимательнее! Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребёнка возникает побуждение продолжать заниматься тем, в чём он успешен. Однако это может и не произойти. И тогда талант оказыва­ется невостребованным социальной ситуацией или самим человеком.

Гениальность – высший уровень развития способностей человека, достигающего таких результатов, которые открывают новый этап в жизни общества, в развитии науки и культуры. Поэтому не следует говорить, что ребёнок в 5 лет – гений. Пока он, может быть, ещё только одарён.

Генетик В.Эфроимсон утверждает, что гениальность – это отклонение в строении мозга. Она даётся одному из тысячи, развивается у одного из миллиона, и только один из 10 миллионов становится настоящим гением. Эти способности передаются по наследству. А то, как и когда они проявятся, уже зависит от внешних факторов. Эти способности невозможно взрастить одними усиленными занятиями. Как правило, родители гениев не прилагают чрезмерных усилий в обучении ребёнка. Дети сами стремятся изучать то, что им нра­вится, а взрослые, видя эти интересы, их поддерживают.

Моё мнение – отдавать одарённого ребёнка в 5 лет в обычную школу – это навлечь на него большие неприятности. Одарённый ребёнок выделяется среди остальных детей и часто требует индивидуального подхода. Кто в школе будет заниматься с вашим ребёнком с учётом его индивидуальности? Нужно искать Учителя или заниматься с ним самостоятельно. Но лучше, может быть, потратить эти 1-2 года на различные кружки, найти и развивать талант, а не учить в 5 лет высчитывать площади разных геометрических фигур. Как сказал кто-то из великих: «Не надо подгонять реку».

Существует множество тестов  для определения готовности ребёнка к школе. Не имеет смысла их пе­речислять, всё можно сейчас найти в Интернете. Но обойти вниманием филиппинский тест не могу. В дошкольном возрасте у детей, обычно в 5-6 лет происходит «полуростовой скачок» роста, который заключа­ется в существенном удлинении рук и ног. Чтобы узнать, произошёл этот скачок или нет, нужно попросить ребёнка дотронуться рукой до противоположного уха, проведя руку над головой. Ребёнок 4-5 лет не может этого сделать, так как руки у него ещё короткие. Результат филиппинского теста отражает не просто характе­ристику развития скелета, а гораздо более важное – степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспри­нимать и обрабатывать информацию. Физиологами и гигиенистами установлено, что, если ребёнок начинает посещать школу до того, как у него произошёл полуростовой скачок, это резко отрицательно сказывается на его здоровье, в первую очередь, психическом.

Подумайте хорошенько. Ведь цыплят по осени считают. Хочется надеяться, что 5-летние первоклашки вырастут здоровыми, умными, счастливыми, реализуют себя и не отдадут своих детей в школу в 4 года.

Участковый врач-терапевт

поликлиники № 4

Лариса Григорьевна Ванина