Безопасность детей - приоритет для взрослых
Уважаемые родители! Во избежание несчастных случаев с детьми, которые происходят на наших дорогах, будьте сами дисциплинированы и приучайте к этому детей.
Уважаемые водители! От вас требуется особая осторожность при проезде мимо школ, детских площадок, остановок общественного транспорта и участков дорог, где ограничена видимость.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА
За январь - март 2018 года на территории Республики Беларусь зарегистрировано 39 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост на 15 ДТП), в которых 4 (+3) ребенка погибло и 41 (+12) - получили травмы различной степени тяжести.
Основными нарушениями и причинами ДТП по вине детей являются:
– переход проезжей части вне установленных мест;
– переход проезжей части перед близко идущим транспортом;
– выход на дорогу из-за стоящего транспортного средства;
– игра на проезжей части или в непосредственной близости от нее;
– нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами.
- нарушение правил перевозки детей пассажиров.
Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у учащихся твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Для родителей, педагогов.
Обучение детей безопасному поведению на дороге должно основываться на следующих принципах:
- - пустынную улицу с нерегулярным и неинтенсивным движением транспорта дети должны воспринимать как проезжую часть, а не как площадку для игр.
- - дети должны иметь навыки «сопротивления» волнению или спешке. Когда дети спешат или взволнованы, большая вероятность того, что они будут действовать неосмотрительно. Поэтому важно сформировать навык спокойного поведения на улицах и дорогах.
- – научить «переключаться на улицу». Необходимо научить ребенка замедлять движение, останавливаться, выдерживать хотя бы небольшую паузу перед выходом на проезжую часть дороги.
- навык «переключения на самоконтроль». Дети в быту привыкли действовать «автоматически»: вижу- делаю. На улице такие привычки не допустимы. Даже хорошие навыки ребенка на проезжей части не гарантируют его безопасности, если он неправильно оценивает обстановку и теряет бдительность на те 10-15 секунд, которые необходимы для того, чтобы перейти улицу.
Когда вы находитесь на улице вместе с ребенком, необходимо учитывать следующее:
- если ребенок у вас на руках, он не должен закрывать обзор;
- когда вы перевозите ребенка в автобусе с коляской, необходимо предупредить водителя, так как в зеркале заднего вида он не всегда хорошо видит, как идет высадка пассажиров;
- при высадке с транспортного средства первыми должны выйти взрослые, а потом дети, так как ребенок может побежать через дорогу, пока родители выходят. Кроме того, маленькие дети, спускаясь по ступенькам, рассчитанным на взрослых, могут упасть. Особенно осторожным надо быть, если вы с ребенком выходите с автобуса в числе последних пассажиров: наблюдая за высадкой пассажиров, водитель может не заметить, что на ступеньках стоит ребенок, и закрыть двери.
При переходе улицы ребенка следует учить наблюдать за обстановкой на дороге. Родители постоянно должны быть примером в этом – одно их неправильное действие на глазах у ребенка или вместе с ним может перечеркнуть знания и навыки, полученные раньше. Поэтому, когда вы с ребенком, не должно быть никакой спешки, никаких разговоров на отвлеченные темы на проезжей части, никаких нарушений Правил дорожного движения.
Дорожно-транспортные происшествия с детьми-пассажирами.
Проблема ребенок-пассажир возникла не вчера – известно, что усвоение правил безопасности и этики поведения в транспорте зависит более всего от такого фактора, как личный пример взрослых.
Разве можно ожидать от ребенка, что он будет пристегнут в салоне автомобиля ремнем безопасности, если взрослые его только набрасывают на плечо – «для инспектора». Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом подтверждают: смерть может наступить при столкновении даже при скорости 30 км/час. По мере увеличения скорости возрастают смертельные травмы, которые при скоростях более 90 км/час становятся практически неотвратимыми. Согласитесь, часто можно увидеть привычную картину: машина движется на большой скорости, а на заднем сидении радостно прыгает малыш. Или совсем ещё кроха сидит на руках у мамы, не сумевшей отказать себе в привычке проехаться на переднем сидении. Забота родителей-водителей о детях ограничивается зачастую только наклейкой на заднем стекле «Ребенок в машине». Но, к сожалению, никаких гарантий безопасности жизни и здоровью малыша эта надпись не дает. Водителю, в автомобиле которого находится ребенок, не стоит «лихачить», обгонять, если можно обойтись без этого. Поймите, зачастую, судьбу ребенка в аварийной ситуации определяет то, как он сидит в автомобиле. Ведь он пассажир и подвергается такой же или даже большей опасности, чем взрослые, так как его организм ещё достаточно хрупок.Согласно п. 178 Правил дорожного движения перевозка детей в легковом автомобиле должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих возрасту, росту и весу ребенка.
Дорожно-транспортные происшествия с детьми–пассажирами составляют около 15 % от общего числа происшествий и стоят на втором месте в общей массе ДТП с участием детей.
Анализ причин гибели детей-пассажиров показывает, что они не всегда располагались на безопасном месте в автомобиле.
Дорожно-транспортные происшествия с детьми-велосипедистами.
Дорожно-транспортные происшествия с детьми-велосипедистами составляют, в среднем, около 16% от общего числа происшествий с участием детей.
Большинство ДТП с участием детей приходиться на теплый период времени с апреля по сентябрь. Максимальное значение показателя получения детьми травм приходиться на летние месяцы.
Анализ таких аварий показывает, что примерно в 80% происшествий виновны были велосипедисты-дети, при этом их действие заключались в следующем:
- нарушение правил маневрирования
- несоблюдение очередности проезда, нарушение правил проезда перекрестков
- выезд на полосу встречного движения
Основным фактором участие детей-велосипедистов в ДТП являлось то, что они управляли велосипедами до 14 лет (учащиеся 1, 3, 5 классов).
ДТП с участием детей-мотоциклистов
Кроме ДТП с участием детей-велосипедистов частые случаи ДТП с юными мотоциклистами.
Обучение правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах следует рассматривать не только в том, чтобы научить детей ПДД и дорожной безопасности, но и в том, чтобы убедить родителей в необходимости их участия в воспитании у ребенка чувства безопасности на улице. Действительность уже доказала, что лучшим методам обучения ребенка Правилам дорожного движения и мерам безопасности является пример взрослого. А, к сожалению, многие взрослые зачастую сами подают детям плохой пример поведения в транспорте и на улице. В одно мгновение об этот необдуманный поступок взрослого разбиваются в навыки и умения, заложенные в сознание ребенка на занятиях в школе или детском саду. В нашей проблеме можно добавить, что беды с детьми и подростками часто случаются так же по причине равнодушия взрослых. Все мы должны помнить, дорога не признает понятия «чужие дети» и что все мы – взрослые – в ответе за безопасность юного поколения, за их здоровье и жизнь.