Russian

Belarusian

English

Язык

Ранний детский аутизм, Демьянова Н.С., психолог Центра здоровья молодёжи «Диалог»

2 апреля 2016 - «Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма»

Последнее время возрастает число и разнообразие детей с отклонениями в развитии. Одно из них это ранний детский аутизм, при котором нарушение общения преобладает во всем поведении ребенка и занимает доминирующее место в формировании его аномального развития.

Ранний детский аутизмили синдром Каннера – это аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира.

В настоящее время наиболее значимыми считаются следующие признаки:

  1. Аутизм как предельное («экстремальное») одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития;
  2. Стремление к постоянству, проявляемое как стереотипные занятия, сверхпристрастие к различным объектам, сопротивление изменениям в окружающем;
  3. Особая характерная задержка и нарушение развития речи;
  4. Раннее проявление (до 2,5 лет) патологии психического развития вне связи с уровнем интеллектуального развития.

Установлено, что детский аутизм встречается примерно в 3-6 случаях на 10 тысяч детей, причем он чаще бывает у мальчиков, чем у девочек в пропорции 3-4:1. Несмотря на тяжесть нарушений психического развития, в трети случаев с возрастом проявляется тенденция к разной степени спонтанному сглаживанию патологических черт.

Проблема аутизма очень плохо изучена и очень многие вопросы в ней остаются открытыми, что затрудняет процессы обучения, воспитания и коррекции таких детей. В семье возникают вопросы как с ним обращаться, как воспитывать и в какой школе его следует обучать?

В настоящее время большинство исследователей полагают, что ранний детский аутизм является следствием особой патологии, в основе которой лежит недостаточность центральной нервной системы, что может быть вызвано широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов и прочее. Указывается более 30 различных патогенных факторов, которые могут привести к формированию заболевания.

Одно из ведущих мест в формировании аутического поведения детей занимают навязчивые идеи или страхи. Например, дети иногда бывают одержимы идеей, что все вещи должны располагаться строго упорядочено по отношению друг к другу, и если вдруг не находят этого, начинают испытывать сильнейшее чувство страха, паники. У аутичных детей встречаются и необычные пристрастия, фантазии, влечения и они как бы полностью захватывают ребенка, их нельзя отвлечь, увести от этих действий (раскачивания, разрывание бумаги, бег по кругу, перевоплощение в животного или сказочного персонажа и т.п.)

В рассказах о таких детях, постоянно отмечается одно и то же обстоятельство: они никогда не смотрят в глаза другому человеку. Такие дети любым способом избегают общения с людьми. Кажется, что они не понимают или совсем не слышат, что им говорят. Как правило, эти дети вообще не говорят, а если такое случается, то чаще всего для общения с другими людьми такие дети словами не пользуются. В их манере говорить отмечается еще одна особенность речи: они не употребляют личных местоимений, аутичный ребенок говорит о себе во втором или в третьем лице.

Наблюдается еще и такая заметная особенность, как большой интерес ко всяким механическим предметам и необыкновенная ловкость в обращении с ними. К обществу же они, напротив, проявляют очевидное равнодушие, у них отсутствует потребность сопоставлять себя с другими людьми или со своим собственным «Я».

Дети – аутисты по – сравнению со здоровыми сверстниками значительно реже жалуются. На конфликтную ситуацию они, как правило, реагируют криком, агрессивными действиями либо занимают  пассивно - оборонительную позицию. Обращение за помощью к старшим чрезвычайно редки.

Многие из таких детей страдают тяжелым нарушением процесса приема пищи. Иногда они вообще отказываются есть. Так же, аутичные дети могут страдать тяжелыми нарушениями сна: трудности засыпания, неглубокий прерывистый сон, искажение ритма сна и бодрствования, период сна может быть сокращен до абсолютного минимума.

Итак, к 2.5-3 годам семья постепенно осознает, что ребенок не просто капризен, а, видимо, болен. Психологическая диагностика таких детей ни в коей мере не должна сводиться к оценке умственных способностей. Данные об интеллектуальном развитии должны быть рассмотрены только в контексте особенностей его общего психического развития.

Вопрос о возможностях и формах обучения сложен, но нужно отметить, что индивидуальное обучение рекомендовано только в исключительных случаях.

Основой обучения служат эмоциональный контакт с ребенком, внимание к его индивидуальным особенностям и возможностям, понимание его интересов и страхов. Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведении ребенка. Необходимо предъявлять разумные требования, ограничивая его поведение лишь в тех ситуациях, когда это действительно необходимо.

Когда вы что-то хотите от ребенка, следует формулировать свою просьбу четко и кратко. Не стоит повторять просьбу несколько раз подряд. Если он не реагирует на нее, следует выполнить ее вместе, либо управляя руками ребенка, либо поручая ему отдельные операции.

Необходимо учитывать возрастные особенности. Следует чутко дозировать нагрузку, приспосабливая ее к внутреннему ритму ребенка. Процесс освоения аутичным ребенком необходимых навыков является длительным и постепенным и требует большого терпения от взрослых.

При подозрениях на элементы аутизма необходимо ребенка показать врачу - психиатру, участковому педиатру или обратиться на комиссию раннего вмешательства, которая работает при детской поликлинике. Можно и нужно позвонить по телефону Доверия детской поликлиники 53-04-80, проконсультироваться с психологом центра дружественного подросткам «Диалог» по телефону 51-19-15.

Помните осознание проблемы, если и не излечение, то возможность более ранней адаптация Вашего ребенка в обществе. Учреждения здравоохранения города обладают возможностями реабилитации детей с проблемой аутизма.

Демьянова Н.С., психолог Центра здоровья молодёжи «Диалог»