Уменьшить шрифт Сбросить шрифт Увеличить шрифт

rubeen
rubeen

Рекомендации родителям "Профилактика агрессивного поведения детей и подростков"

       - Старайтесь избегать скандалов и публичных ссор при ребенке, так это может сформировать у него модель конфликтного поведения, которое он будет переносить на окружающий социум.

  • Избегайте практики физического наказания. Из-за него дети перестают доверять не только родителям, но и взрослым вообще, боятся рассказывать о своих трудностях и проблемах, лгут, становятся замкнутыми и ищут поддержки на стороне.
  • Умеренная дозировка компьютерных игр и телевидения, совместное составление режима дня, могут помочь ребенку рационально распределять нагрузку и отдых. Если нужно, составьте расписание, когда можно смотреть телевизор и играть на компьютере.
  • Внимательно следите за тем, что смотрит ваш ребенок. Обращайте внимание на возрастные ограничения. Переключите на другую программу или выключите телевизор, если считаете программу вредной и опасной для его психики.
  • Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.
  • Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности. Проводить четкую границу между поступком и личностью позволяет техника объективного описания поведения. После того как ребенок успокоится, целесообразно обсудить с ним его поведение. Следует описать, как он вел себя во время проявления агрессии, какие слова говорил, какие действия совершал, не давая при этом никакой оценки. Критические высказывания, особенно эмоциональные, вызывают раздражение и протест и уводят от решения проблемы.

        

         Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:

- повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

- демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

- использование физической силы;

- втягивание в конфликт посторонних людей;

- непреклонное настаивание на своей правоте;

- нотации, проповеди, «чтение морали»;

- наказание или угрозы наказания;

- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;

- сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);

- команды, жесткие требования, давление;

- оправдания, подкуп, награды.


Один из важных путей снижения агрессии - установление с ребенком обратной связи. Для этого используются следующие приемы:

- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);

- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);

- раскрытие мотивов агрессивного поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь продемонстрировать силу?»);

- обнаружение своих собственных чувств по отношению к нежелательному поведению («Мне обидно, когда со мной говорят в таком тоне», «Я сержусь, когда на меня кто-то громко кричит»); - апелляция к правилам («Мы же с тобой договаривались!»).

         Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка/подростка, взрослый человек должен проявить по меньшей мере три качества: заинтересованность, доброжелательность и твердость. Последняя касается только конкретного проступка; ребенок/подросток должен понять, что родители любят его, но они против того, как он себя ведет.

         Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.

Баранчук Г.Р., психолог детского кабинета Новополоцкого психоневрологического диспансера

Мильчанина Е.Ф., заведующий ОМР детской поликлиники