Уменьшить шрифт Сбросить шрифт Увеличить шрифт

rubeen
rubeen

С 8 по 25 ноября 2022 года проводится областная информационно-образовательная акция «Детство без травм» Подростковый травматизм. Меры профилактики

Травматизм представляет серьезную угрозу для здоровья и жизни взрослых и детей. Особую тревогу вызывает детский травматизм.

Травмы у детей нередко приводят к тяжелым последствиям, что может отразиться на состоянии здоровья и работоспособности в будущем.

В общей структуре детского травматизма травмы, полученные в школе, составляют довольно высокий удельный вес, не менее 15-20%. Анализ их показывает, что в большинстве случаев школьники травмируются в результате: нарушения дисциплины, озорства, шалости и неосторожности; на уроках физкультуры (вследствие нарушения правил поведения в спортзалах или спортивных площадках, в случае неисправности спортивных сооружений, в результате бесконтрольности со стороны учителя физкультуры на его уроках или педагогов и обслуживающего персонала на переменах).

Для правильного представления о школьном травматизме и его профилактики следует учитывать 3 периода в жизни школьника: младший школьный возраст (7-10 лет), средний (11-14) и старший (14-16). В указанных возрастных группах дети отличаются своеобразными особенностями физического и психического развития.

Школьники младшей возрастной группы (7-10 лет), только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Им свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков. Опасность поджидает детей часто при игре с острыми предметами. Не секрет, некоторые ребята выясняют отношения с помощью «фехтования» различными предметами (ручки, палки, пеналы и т.п.), другие любят «стрелять» с помощью самодельных резинок, прикрепленных к пальцам. Такое «оружие» нередко приводит к ранению глаз, в результате – полная или частичная потеря зрения.

Наибольшую опасность таят в себе игры на высоте: лазанье по крышам, деревьям, заборам. Здесь может подвести любая случайность: сломается ветка, соскользнет нога, зацепится пиджак за забор. Итог часто печальный – тяжелое сотрясение головного мозга, переломы рук и ног.

У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому. У них вырабатывается характер, внутренняя свобода, раскованность, волевые качества. Дети способны лучше усваивать, обобщать и мыслить нестандартно. Наибольшее развитие этих качеств достигается в возрасте 15-17 лет.

Однако, уже в этом возрасте подростки порой переоценивают свои возможности. Появляется повышенный интерес к героизму, мужеству и всякого рода приключениям. В этом возрасте у некоторых появляется желание мастерить огнестрельное оружие – самопалы. Это очень опасное занятие, которое нередко приводит к тяжелым травмам и даже трагическим последствиям.

Наиболее действенными мерами по предотвращению школьного травматизма являются:

  • Повышенное внимание всего педагогического коллектива, родительского комитета за поведением детей на переменах не только в помещении, но и во дворе школы.
  • Усиление ответственности учителя физкультуры за обеспечение безопасности детей на занятиях и недопущение травматизма.
  • Тщательная подготовка к занятиям залов, спортивных площадок, спортивных снарядов и матов, недопущение столкновений во время занятий.
  • Допускать детей к занятиям на спортивных снарядах и играх только после хорошей общефизической разминки.
  • Неуклонно выполнять правила страхования при упражнениях, связанных с риском падения.
  • Отменять занятия по физкультуре в случае отсутствия штатного учителя, не подменять его случайными людьми.
  • Учащимся строго соблюдать школьную дисциплину, избегать опасных шалостей, физических грубостей к своим сверстникам и необоснованного риска. Учиться прогнозировать и предвидеть возможные последствия в той или иной ситуации.
  • Взрослым необходимо всегда помнить, что избежать травм у детей школьного возраста можно при условии повышения ответственности школы за безопасность детей, соблюдения мер безопасности, построения программы занятий с таким расчетом, чтобы дети не были предоставлены сами себе, а находились под постоянным присмотром взрослых.

Мильчанина Елена Федоровна,

заведующий отделением медицинской реабилитации детской поликлиники