С приходом осени обостряются психические расстройства, и новостные ленты соц.сетей начинают пестрить описанием апатий, трудностей функционирования в социуме.
Человек не будет совершать суицид ни с того ни с сего. Кто входит в группу риска по суицидальным попыткам?
Люди с такими характеристиками, как: эмоциональная лабильность, импульсивность, эмоциональная зависимость, склонность к застреванию на обидах, навязчивые мысли, неумение конструктивно выразить эмоции, что приводит к их постепенному накоплению, болезненное самолюбие, излишняя самодостаточность, сдержанность, неспособность просить о поддержке и принимать её, бескомпромиссность, низкая терпимость к фрустрации (неоправданные ожидания), низкая способность к образованию компенсаторных механизмов психики, вытеснению неудовлетворяющих факторов. Большой суицидальный риск у людей с депрессией и невротическими расстройствами, в состоянии психоза.
Чаще всего, суицидент изначально предрасположен к суициду вследствие психической неустойчивости (не всегда речь идет о психическом заболевании!), на которую наслаиваются житейские трудности (конфликты с близкими, на работе, болезни, бытовая неустроенность, кредитные обязательства, чувство одиночества и т.д.).
Психическое состояние суицидента отличает чувство безысходности, упреки в адрес других и себя, жалость к себе, апатия, сниженная концентрация внимания, трудоспособность, раздражительность, которую он может как срывать на окружающих (человек может кричать, что его все достали), так и сдерживать до последнего; возможны суицидальные угрозы или разговоры о бессмысленности жизни; человек часто перестаёт следить за своей внешностью, стремится быть один, слушать печальную музыку, смотреть грустные фильмы.
Мотивом совершения суицида может быть как желание мести в результате чувства несправедливости, так и ощущение безысходности, когда человек считает себя загнанным в ловушку преследования, долговых обязательств, иных жизненных трудностей.
Тема смерти среди подростков, последнее время, набирает обороты. Рекомендации для родителей и всех неравнодушных!
Резонанс, вызванный самим фактом возможности суицида подростка, основан на скорби, острой тревоге, связанной с темой суицида вообще и суицида детей в частности. Самые уязвимые группы, мгновенно реагирующие на эту тему буквально паникой – родители и члены семей детей-подростков, а также люди, столкнувшиеся в жизни с депрессией и суицидом – сами лично или в окружении. Дальше тревога передаётся подобно вирусу – как любая сильная эмоция, она массово заражает восприимчивых к ней людей. Высокий уровень тревоги невыносим, и его хочется побыстрее снизить. Снизить можно разными способами, один из самых распространённых – через действия. Действия тоже бывают разные, и некоторые из них – например, попытки перекрыть ребёнку Интернет, рыться в личных вещах, что-нибудь запретить, отругать и так далее — могут эффективно снижать вашу личную тревогу, но никак не помогать справиться с проблемой суицидов у подростков.
Есть ли какие-то конкретные действия, которые помогут больше? Да, конечно, вот они.
- Если у вас есть дети подросткового и предподросткового возраста, или если вы старший в семье, где есть такие дети, или если вы школьный учитель – проверяйте в первую очередь не соц.сети (хотя и это тоже важно) и не личные дневники, а качество вашего контакта с детьми (в первую очередь!). По возможности, честно ответьте себе на вопрос, насколько вы доступны для любых откровений подростка? Насколько он привык откровенно разговаривать с вами? Насколько он или она ожидает от вас понимания? Насколько безопасно вам открываться, насколько вы устойчивы? Не злитесь ли вы, не отмахиваетесь ли, не впадаете ли в воспитательный раж, когда нужно просто послушать?
- Если контакт лично с вами не очень хороший – а так часто бывает, особенно с родителями — убедитесь, что у подростка есть кто-то, с кем этот контакт возможен лучше и полнее. Это могут быть сверстники, другой взрослый в семье, старший брат или сестра, учитель, отчим, школьный психолог. Очень важно, чтобы подросток не чувствовал себя одиноким и брошенным всеми, когда ему плохо. Очень важно, чтобы у него была возможность получать опыт доверительного общения с кем-то ещё, если с родителями это по каким-то причинам не получается.
- Постарайтесь проговорить тему смерти, суицида и самоповреждений (избегание темы не означает, что потенциальная проблема однозначно обойдет стороной). Будет здорово, если вы предварительно почитаете что-то и сможете разговаривать не с позиции свысока или не с ужасом и паникой, а спокойно, понимая, что подростку может быть очень непросто это проживать и говорить об этом. Внимательно отнеситесь к любым признакам того, что с этой темой у подростка не всё гладко: например, романтизация смерти, депрессивные высказывания, реальный суицид или попытка суицида в окружении подростка, следы самоповреждений или рассказы о них, заявления о суицидальных намерениях или мыслях. Даже если вам кажется, что это бравада или демонстрация, всё равно отнеситесь внимательно. Демонстрация – это тоже способ что-то сказать. А эмоции – ведущая составляющая детства, подростковости.
- Если такое обнаружится, спросите, есть ли у подростка кто-то, к кому он может с этим пойти, чтобы не быть одному и чтобы его поняли. Если такого человека или группы у подростка нет, подумайте, как вы лично можете это изменить. Это не всегда будет означать, что вам нужно стать для подростка таким человеком. Заслужить доверие не так-то просто, тем более, если уже есть проблемы. Но существуют и другие решения. Можно дать телефоны горячих линий для детей или организовать встречу с детским психологом или психотерапевтом. Обязательно уточните, что с вашей стороны это не будет желание «исправить» подростка, что он или она сможет ходить на эти встречи сам, обсуждать любые темы и обязательно станет легче.
- Важно избегать контролирующих или ограничивающих действий. Дайте понять, что вы хотите помочь, но не будете вторгаться, хотя вам очень тревожно. Любые поступки, направленные на ограничение свободы, воспринимаются как агрессивные и могут ухудшить ситуацию, потому что подрывают и без того хрупкое доверие подростков и даже могут толкнуть их к решительным шагам (изоляция – один из факторов риска суицида). Кроме того, если дети будут видеть в вас опасных врагов, то помочь себе точно не дадут.
- Просвещайтесь и образовывайте себя, узнавайте новое. Читайте про подростковые суициды, про факторы их риска, про профилактику, про психологию подросткового возраста и способы восстановить нарушенный контакт. Эта информация сейчас доступна всем благодаря науке и Интернету. Если уже есть проблемы — ищите программы по профилактике суицида, которые действуют в вашем городе, ищите специалистов по работе с подростками, разыскивайте психологические группы, узнавайте телефоны горячих линий.
- Будьте всегда доступны для ваших детей, не отмахивайтесь от любой ерунды, которой им захочется с вами поделиться. Если они будут делиться ерундой, то придут и рассказать важное. Не теряйте из виду детей, которые не живут с вами, будьте для них на расстоянии протянутой руки. И пусть всё, связанное с темой этого комментария, никогда не станет для вас и для них актуально.
В завершении, хочу сказать, если Вы заметили, что Ваш родственник, знакомый, коллега, ребенок относится к группе риска, нуждается в помощи, необходимо постараться спокойно и доверительно побеседовать с ним, не критиковать, не осуждать, предложить взять больничный, обратиться к психологу, в кризисный центр, в тяжелом случае человека необходимо госпитализировать.
Важно помнить! Ни одна беседа специалиста, ни один диагноз, ни одна попытка помощи не приведет к оконченному суициду. На весах будущего только две чаши: жизнь или смерть.
Врач-психотерапевт
психоневрологического диспансера
Терещенко А.В.